Соглашение с «Шевроном»: опять непрозрачное распределение доходов

  • Вторник, Апр 22 2014
Львовская и Ивано-Франковский областные советы получили на утверждение Соглашение между государством и «Шеврон Юкрейн Б.В.» о распределении углеводородов, которые будут добываться в пределах Олесской площади. На этот раз правительство не засекречивал соглашение и эксперты имеют возможность проанализировать содержание и обсудить условия распределения. Тема не является новой, поскольку уже несколько месяцев происходит активное обсуждение подписания подобного соглашения с «Шелл» по добыче сланцевого газа.

В соглашении ключевыми являются вопросы распределения прибыли между сторонами, компенсация органам местного самоуправления за эксплуатацию месторождений, обеспечения экологических рисков через определенные обязательства сторонами. Положительно предоставлена в проекте соглашения Программа работ по геологическому изучению, которая позволяет представить масштаб количества планируемых скважин. Кстати, о масштабах подобной программы, запланированные на Юзовской площади, до сих пор ничего не известно.

Время в Соглашении с «Шеврон» является пункт, требующий объяснений и обсуждения. В частности, в Соглашении предлагается признать дату 24 мая 2012 началом выполняемых работ, на которые уже потрачено более 2,7 млн. Долларов (!). В частности, из этой суммы отмечается платеж размером около 1,5 млн долирив в пользу третьих лиц, выглядит как заплачен кому взятку. Хорошо бы получить объяснения у представителей «Шеврон», что это за расходы, если сделка еще даже не подписано и почему те же расходы должны быть отнесены к Компенсационных расходов?

И снова непрозрачное распределение доходов

Механизм распределения продукции, изложенный в редакции Соглашения носит характер непрозрачности и манипулятивности. Государство передает в пользование инвестору свои недра, которые являются бесценными, а инвестор со своей стороны вкладывает миллиарды для разработок этих недр. Поэтому, по логике, процентная доля государства в прибылях и процентная доля инвесторов должна была быть «50/50». Зато, предлагаемая схема распределения составлена в пользу «Шеврона». К примеру, если общий объем углеводородов по СРП в пунктах измерения, составляет менее 5,0 МлрдКМ прибыли распределяюсь следующим образом: 17% для Украины и 83% для «Шеврона». В лучших прогнозах, за цию Соглашением государство получит не более 40% прибыли.

Какими критериями руководствовались государственные чиновники, ответственные за подготовка соглашения с украинской стороны, которые наработали предложения в ущерб экономики государства, не понятно. Независимо от полученных «Шевроном» доходов, экологические риски для общества не уменьшаются. Тогда как прибыли для государства минимальны. Такая позиция недопустима.

Права общины не учтены

Важным является вопрос урегулирования использования земельных участков и имеющейся инфраструктуры. В части обеспечения государством инвесторов земельными участками на Договаривающейся участке ситуация вполне понятна. Более проблематичным этот процесс станет, если Оператор не достигнет договоренности с третьими лицами (владельцем) о приобретении право собственности на землю. Договор предусматривает, что после сообщения Оператором Государства, о том, что невозможно договориться с рядовым Украинские о покупке земли, государство за копейки передает землю «Шеврона». Юристам известна эта ситуация. «Руководствуясь общественной необходимостью», КМУ постановлением определит стоимость земли и передаст ее инвестору. Это одна из крупнейших пробелов ЗУ «О соглашениях о разделе продукции», которую необходимо было бы более подробно расписывать в самом соглашении. Земля является бесценной для крестьянина и за копейки ее забирать было бы большой ошибкой. Соглашение с «Шевроном» несколько лучше прописывает механизм компенсации органам местного самоуправления за эксплуатацию недр. Так, «Шеврон» обязуется направлять на нужды не менее 4 млн. Грн в год до момента, пока не будут достигнуты коммерческие показатели деятельности. После этого момента, инвесторы обещают увеличить сумму на нужды социального и промышленного развития менее вдвое - не менее 1 мл. долларов в год. Но согласно Соглашению, средства будут даваться инвестором «по своему усмотрению». Это можно трактовать как неуважение к общинам. Это замечание не только к представителям «Шеврона», но и к чиновникам соответствующих министерств.

Урегулировать этот вопрос можно, приняв изменения в ЗУ «О соглашениях о разделе продукции», где предлагается 10% от прибыли оставлять органам местного самоуправления. Это правильно и справедливо, ведь народ является собственником недр.

Опубликовано в Блог

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены